Чем именно мне (к примеру) помешал патент «slide to unlock»? Этот конкретный патент не помешал. Но раз уж кое-кто так хочет
сравнивать его с книжками про очкастого мальчика — подобный патент равносилен запрету на книжки про
любых очкастых мальчиков, потому что очкастый мальчик может быть только один, от одного автора.
Так понятнее?
Да, сегодня мне этот патент не мешает. А завтра в системе, которую я разработал самостоятельно, руководствуясь здравым смыслом и пожеланиями пользователей, обнаружится, что список пользователей с фотографиями запатентован компанией А, список пользователей в виде таблицы запатентован компанией Б, а список пользователей с номерами телефонов запатентован кем-нибудь ещё. И теперь, чтобы не нарушить этих, с позволения сказать, интеллектуальных прав, мне нужно сделать список неудобным, нелогичным и через зад — зато оригинально и патентонезависимо.
Одно дело, если я спёр чужую идею, на которой кто-то хочет заработать, и совсем другое — если моя идея имела несчастье с ней совпасть, потому что удобство пользования и логика работы программ сходны.
Возвращаясь к литературе — это как если бы книжка про очкастого мальчика Витю оказалась зарублена по причинам нарушения копирайта, так как на очкастых мальчиков есть патент. Хотите её издать — переделайте на очкастую девочку и проведите патентный поиск, а то мало ли что.
Что же касается обилия низкопробных «свободных» произведений и программ…
Не так давно, когда на любом вещевом рынке на развале можно было купить диск «1000 программ под Windows 95», точно так же без проблем можно было купить сборники фантастики, в том числе неизвестных авторов, собранные в сети ФИДО. Книги там находились разные, было много мусора, но были и книги молодого фантаста С. Тут чувствовался талант автора, эти книги хотелось читать и перечитывать, они трогали за душу.
Прошло время, автор выбился в люди, его книги начали издавать. Разумеется, всё, что выходило, тут же покупалось, потому что даже прочитанная ранее книга стоила того, чтобы теперь её купить официально. Так что, как бы там ни было, за прочитанное ранее я автору в итоге всё-таки заплатил.
Но вот только вместе с гонорарами к автору пришла и «звёздочка»: его новые романы становились всё зануднее и скучнее, начались повторы, потом пошла уже откровенная ерунда. Теперь его книги покупать уже не хочется, и если честно — и даром дочитывать очередной опус желания нет. А так да, теперь это — «проприетарщина», априори якобы качественная, в противовес «условно-бесплатным» произведениям того же автора.
И если посмотреть повнимательнее на полки книжных магазинов, заваленные «проприетарными» псевдопатриотическими книгами типа «Как отважный рубль хитрого доллара победил», с грустью вспоминаешь безвестных авторов, писавших бесплатно, но от души, потому что хочется, а не потому что за правильный сюжет денег дадут.