Как отдыхали наши предки-сибиряки сто лет назад
По многочисленным источникам (книги, газеты тех времен, письма и рассказы старожилов) складывается довольно интересная картина…
По многочисленным источникам (книги, газеты тех времен, письма и рассказы старожилов) складывается довольно интересная картина…
При полной возможности выехать за рубеж пользовались этим чаще всего только люди с ослабленным здоровьем, которым врачи прописали лечение где-нибудь в Баден-Бадене или Ницце. Но уже шло освоение Кавказа, создавались местные курорты, как, например, у озера Шира в Томской губернии (теперь Красноярский край). Это все предназначалось для больных. Здоровые люди, которых в Сибири было подавляющее большинство, предпочитали отдыхать в родных краях и находили в этом массу удовольствий. Для постороннего наблюдателя казалось странным и удивительным стремление томичей сбежать летом за город, на природу, даже если их там ждал не отдых, а работа.
В «Записках и воспоминаниях» В.М. Флоринского («Русская старина», 1906) высказывается искреннее изумление исходом горожан на сенокос: «… отправляются туда с семейством и запасами, прислуга бросает свое дело, бежит на покос за поденную плату, хотя эта последняя не выше городской».
Посланник Петербурга никак не мог понять и другую страсть томичей — рыбалку. На рыбалку ездят обыкновенно на ночь, целой компанией, запасаясь выпивкой и закусками. Ночь, а иногда и несколько ночей проводят не столько в рыболовстве, сколько в оргиях на лоне природы. Это, собственно, и нравится».
Подводя итог увиденному, Флоринский дает обобщенную характеристику нашим землякам: «В своих вкусах томичи недалеко ушли от первобытных народов. Каждый из них думает: «Мне душно здесь, я в лес хочу» — и бежит в лес при первой хорошей погоде и при первом удобном случае. Может быть, поэтому они так небрежно относятся к благоустройству города...»
Вероятно, можно не судить строго за недостаток внимания к благоустройству, когда под боком были такие прекрасные места для отдыха, как Потаповы лужки, Басандайка, Песчаное озеро. Строительство университета и его открытие повлекли за собой ряд благоприятных преобразований в облике города, в частности, способствовали развитию парков и скверов. О них надо будет поговорить отдельно, а пока ограничимся только перечислением зеленых зон отдыха в городской черте: Лагерный сад, Университетская роща, городской сад, Буфф-сад, сад «Алтай» на Московском тракте, Петуховский на Монастырской (ул. Крылова), «Эрмитаж» у моста через Ушайку, Пушкинский сквер у пристани. И это при численности населения около пятидесяти тысяч человек.
Учитывая, что теперь нас стало в десять раз больше, логично было бы ожидать увеличения числа парков. Но не будем забывать, что за окном другая эпоха, другие времена, и, только включив воображение, можно мысленно увидеть «тот» город — без автомобилей, без асфальта, с чистой изумрудной травой вдоль улиц и внутри дворов. Остатки этой роскоши наблюдались до 1970-х годов, и многие из ныне здравствующих томичей могли бы рассказать о детских играх прямо на улице. Правила игры передавались по наследству, от поколения к поколению, уходя корнями в прошлое.
В книге этнографа А.В. Терещенко «Быт русского народа» (1848) приводится описание ста сорока игр с подразделением их на детские, девичьи, мужские и смешанные. Элементарные «горелки» (по-нашему, «догонялки») с возрастом заменялись занятиями более сложными в спортивном отношении, что вело к последовательному развитию силы, ловкости, смекалки и — это особенно важно — умения вести себя в коллективе. Не секрет, что среди играющих бывали и ссоры, и потасовки, но все это только ради восстановления справедливости. В дворовых забавах всегда очень ценили честность и не признавали компромиссов (мы не касаемся сферы азартных игр «на интерес», где свои понятия о чести).
Большинство игр были «всегда с собой», то есть не требовали специального снаряжения и материальных затрат. Они могли проводиться где угодно — у реки, на лесной поляне или возле дома. Кстати, река или лес для жителя Сибири не просто пейзаж, а часть жизни, две поэмы, наполненные глубоким содержанием. Способность прокормить человека — далеко не все, что дает нам природа. Боюсь, теперь уже трудно объяснить закоренелому горожанину, что никакой он не царь, не хозяин земных богатств, а только частичка мира, развивающегося по определенным законам. Наши далекие предки лучше понимали природу и жили в гармонии с ней.
Утрата духовной составляющей и потребительское отношение к окружающей среде сделали свое дело, в ответ мы все чаще получаем предупреждения о неполном соответствии своему предназначению. Так что, отправляясь отдыхать на природу, неплохо было бы напомнить самому себе, что идешь в публичное место, можно сказать — в храм, поэтому вести себя надо соответственно. А вознаграждение последует обязательно.
Эдуард Майданюк, томский краевед
По многочисленным источникам (книги, газеты тех времен, письма и рассказы старожилов) складывается довольно интересная картина…
При полной возможности выехать за рубеж пользовались этим чаще всего только люди с ослабленным здоровьем, которым врачи прописали лечение где-нибудь в Баден-Бадене или Ницце. Но уже шло освоение Кавказа, создавались местные курорты, как, например, у озера Шира в Томской губернии (теперь Красноярский край). Это все предназначалось для больных. Здоровые люди, которых в Сибири было подавляющее большинство, предпочитали отдыхать в родных краях и находили в этом массу удовольствий. Для постороннего наблюдателя казалось странным и удивительным стремление томичей сбежать летом за город, на природу, даже если их там ждал не отдых, а работа.
В «Записках и воспоминаниях» В.М. Флоринского («Русская старина», 1906) высказывается искреннее изумление исходом горожан на сенокос: «… отправляются туда с семейством и запасами, прислуга бросает свое дело, бежит на покос за поденную плату, хотя эта последняя не выше городской».
Посланник Петербурга никак не мог понять и другую страсть томичей — рыбалку. На рыбалку ездят обыкновенно на ночь, целой компанией, запасаясь выпивкой и закусками. Ночь, а иногда и несколько ночей проводят не столько в рыболовстве, сколько в оргиях на лоне природы. Это, собственно, и нравится».
Подводя итог увиденному, Флоринский дает обобщенную характеристику нашим землякам: «В своих вкусах томичи недалеко ушли от первобытных народов. Каждый из них думает: «Мне душно здесь, я в лес хочу» — и бежит в лес при первой хорошей погоде и при первом удобном случае. Может быть, поэтому они так небрежно относятся к благоустройству города...»
Вероятно, можно не судить строго за недостаток внимания к благоустройству, когда под боком были такие прекрасные места для отдыха, как Потаповы лужки, Басандайка, Песчаное озеро. Строительство университета и его открытие повлекли за собой ряд благоприятных преобразований в облике города, в частности, способствовали развитию парков и скверов. О них надо будет поговорить отдельно, а пока ограничимся только перечислением зеленых зон отдыха в городской черте: Лагерный сад, Университетская роща, городской сад, Буфф-сад, сад «Алтай» на Московском тракте, Петуховский на Монастырской (ул. Крылова), «Эрмитаж» у моста через Ушайку, Пушкинский сквер у пристани. И это при численности населения около пятидесяти тысяч человек.
Учитывая, что теперь нас стало в десять раз больше, логично было бы ожидать увеличения числа парков. Но не будем забывать, что за окном другая эпоха, другие времена, и, только включив воображение, можно мысленно увидеть «тот» город — без автомобилей, без асфальта, с чистой изумрудной травой вдоль улиц и внутри дворов. Остатки этой роскоши наблюдались до 1970-х годов, и многие из ныне здравствующих томичей могли бы рассказать о детских играх прямо на улице. Правила игры передавались по наследству, от поколения к поколению, уходя корнями в прошлое.
В книге этнографа А.В. Терещенко «Быт русского народа» (1848) приводится описание ста сорока игр с подразделением их на детские, девичьи, мужские и смешанные. Элементарные «горелки» (по-нашему, «догонялки») с возрастом заменялись занятиями более сложными в спортивном отношении, что вело к последовательному развитию силы, ловкости, смекалки и — это особенно важно — умения вести себя в коллективе. Не секрет, что среди играющих бывали и ссоры, и потасовки, но все это только ради восстановления справедливости. В дворовых забавах всегда очень ценили честность и не признавали компромиссов (мы не касаемся сферы азартных игр «на интерес», где свои понятия о чести).
Большинство игр были «всегда с собой», то есть не требовали специального снаряжения и материальных затрат. Они могли проводиться где угодно — у реки, на лесной поляне или возле дома. Кстати, река или лес для жителя Сибири не просто пейзаж, а часть жизни, две поэмы, наполненные глубоким содержанием. Способность прокормить человека — далеко не все, что дает нам природа. Боюсь, теперь уже трудно объяснить закоренелому горожанину, что никакой он не царь, не хозяин земных богатств, а только частичка мира, развивающегося по определенным законам. Наши далекие предки лучше понимали природу и жили в гармонии с ней.
Утрата духовной составляющей и потребительское отношение к окружающей среде сделали свое дело, в ответ мы все чаще получаем предупреждения о неполном соответствии своему предназначению. Так что, отправляясь отдыхать на природу, неплохо было бы напомнить самому себе, что идешь в публичное место, можно сказать — в храм, поэтому вести себя надо соответственно. А вознаграждение последует обязательно.
Эдуард Майданюк, томский краевед