Что такое отечественный геймдев

Ну тут на самом деле надо для начала определиться, что именно считать отечественным геймдевом. С одной стороны, конечно, можно было бы ограничиться только Россией, но с другой стороны как можно забыть про продукцию GSC Game World (Сталкер/Казаки), в которую играли преимущественно потому что «ее сделали наши». Поэтому в данном посте я, пожалуй, пройдусь все-таки по геймдеву России, Украины и Беларуси, т.к. отдельные подвиги все-таки нельзя не упомянуть.

Если говорить о состоянии постсоветского геймдева на данный момент, то тут, увы, я лучше, чем Галенкин не скажу. Постсоветский геймдев действительно потихоньку продолжает выпускать хорошие проекты. Пусть это и не ААА, а преимущественно вообще инди. Просто в то время как «великие отечественные геймдизайнеры прошлого» (сам придумал, сам поржал) продолжают самопиариться своей «соотечественностью» новые небольшие команды просто делают хорошие вещи.

Это инди и около-инди мы особенно затрагивать тут, конечно не будем. Его много, да и я, честно говоря, за этим рынком не сильно слежу. К тому же лулзов больше всего доставляют, конечно «профессионалы».


Украинский геймдев больше всего отличился именно разработкой. Во-первых именно на Украине есть ряд студий, работающий на западных издателей — тот же Ubisoft Ukraine, например. Во-вторых, Украина и Беларусь исторически являлись источником недорогих разработчиков для российских издательств. Отдельное место в украинском геймдеве, конечно, занимают GSC Game World.

На мой взгляд первый серьезный проект GSC «Venom. Codename: Outbreak» был очень хорош для своего времени. Пусть он был забагован как кусок говна, и сюжет там был уныл до невозможности, но в плане геймплея игра была довольно интересна и хороша. После этого у них, к сожалению, начались «Казаки» и «Сталкеры»

То и дело в игровых новостях проскакивает что-нибудь про «бывших разработчиков Сталкера». То они собирают деньги на кикстартере, то начинают какой-то очередной проект, и при этом каждый раз речь о какой-то новой конторе. Секрет прост: бывших разработчиков «Сталкера» тупо дохуя. Проект делали долгие годы в основном по той причине, что на нем целиком сменилось несолько команд + его несколько раз начинали заново: то исходники проебали (!), то просто налепили какой-то херни и неясно было, что дальше с этим делать. Вообще, сейчас можно ткнуть пальцем в любую украинскую студию, и там окажется как минимум один бывший разработчик «Сталкера» или «Казаков». Есть мнение, что если собрать на Украине игровую студию, и в ней не будет бывшего сотрудника GSC, то тебя просто залошат и зачмырят на первой же конференции. А вот если взять к себе хотя бы бывшего тестировщика «Казаков», то совсем другое дело. Так что от этой конторы отпочковался практически весь украинский геймдев.

Российский геймдев пошел совсем другим путем. Разработки тут было мало. Среди первооткрывателей можно отметить «К-Д Лаб» с их наркоманскими (и кстати крутыми) «Вангерами», ну и «Nival», конечно же (живой вот до сих пор, увы). Параллельно рождались и умирали мелкие конторки, делавшие говноквесты про Петьку с Василием Ивановичем и прочую хуйню. Позже родились Gaijin и Katauri, а Mail.ru и 1C пооткрывали свою внутреннюю разработку.

Гораздо больше было разнообразных издательств. Делать что-то свое было дорого, сложно и непонятно. Гораздо проще было спиздить, перевести с помощью старшеклассника из школы с углубленным изучением английского, а затем продавать на рынке. Со временем, когда зарубежные издатели заинтересовались в выпуске игр на Россию без «надмозгов» в локализации, все эти «Буки» и «Акеллы» переключились в Serious Business и теперь являются уже издателями, а не какими-то ссаными пиратами. Только «Фаргус» упирался до последнего и не дожил (хотя тут тоже есть разные версии). Ко всему прочему, вероятно, «Фаргус» являются единственными в истории пиратами, которых пиратили.

Одельную нишу заняли казуальные издатели с «Алаваром» во главе. Как начинали последователи в лице «Невософта» и «Playrix», увы, не скажу, но Алавар начинал с попыток делать свое собственное AAA (там даже был какой-то клон второго Варкрафта). Но тут внезапно пришло осознание, что можно делать гораздо более простые и дешевые в разработке игры (которые будут производиться где-нибудь на Украине или в российской глубинке), при этом эти игры будут предназначены для менее искушенной аудитории, которая при этом больше готова платить, чем какие-нибудь среднестатистические школьники. Так в России появились казуальные издатели, которые сразу работали на мировую аудиторию и неплохо на этом зарабатывали. С появлением социальных платформ к ним присоединились издатели «социальных игр» и затем и мобильного free-to-play. На данный момент казуальная аудитория по большей части перекочевала на мобайл, а следом за ней с разной степенью успешности последовали и издатели.

Беларусские разработчики смотрелись достаточно бледно на фоне своих украинских и российских коллег, пока Wargaming не выпустил World of Tanks, И ТУТ КАК ЕБАНУЛО. Штат в 1500+ сотрудников, офисы по всему миру и т.д. В конечном счете именно они из всех и пришли к успеху.

Итак, собственно, самое главное: чем сейчас занимается весь этот громкий «профессиональный» постсоветский геймдев.

1. Торгует еблом на конференциях.
2. Делает странную хуйню в попытках родить ебаное рогатое чудовище собственную франшизу.
3. Пытается понять, что же делать со всей этой кучей бабла. Неистово расширяется. Вкладывается в мертворожденные проекты.
4. Осознает, что после вложений в мертворожденные проекты та самая куча бабла кончилась. Скукоживается и сокращается. Пытается выжить.
5. Издает корейские и околокорейские free-to-play ММО. Пипл хавает.
6. Тихо и гордо умирает после попытки залупнуться на ММО.
7. Пытается возродиться из пепла, пытаясь сделать клоны на свои же старые игры. Пожалуйста хватит не надо остановитесь.
8. Паблишит на Россию игры зарубежных издателей, периодически ссорясь с ними по причине проеба сроков. Иногда выпускает что-то свое, сделанное личными неграми.
9. Тихо и без выебонов работает на западных издателей.
9,5. Мой любимый сценарий: команда кочует от конторы к конторе, делая дерьмовые клоны мобильных игр. Фейлится, пиздует в другую контору или к другому инвестору

З.Ы. Если наберется достаточно желающих — могу подписать по этим пунктам, кто именно чем занимается. Вроде у нас не такой популярный ресурс, чтобы поднять говноворот. :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

14 комментариев

комментарий был удален
avatar
То, что Катаури делали :) Первые два King's Bounty.

Из мобильных — Cut the Rope, само собой.

Ну и у Алавара тогда было «Золотое время», и они делали очень крутую PC-казуальщину. Два эпизода «Twisted Lands», например, были вполне себе хороши.
  • 0
комментарий был удален
avatar
Да, кстати. Про Softlab и их «Дальнобойщиков» забыл. :) Они еще вполне живут и здравствуют в паре шагов от моего прошлого места работы, но делают уже не игры, а профессиональные симуляторы.

Ну про то, почему российский геймдев все-таки не совсем в агонии у меня будет отдельный пост. :) 
  • 0
avatar
подпиши, будет интересно )
тока это, тебе на пост рецензия ко мне пришла
какие претензии к казакам, янепонел
  • 0
avatar
:D
Ну «Казаки» и «Сталкер» для многих находятся в ранге святынь :)
  • 0
avatar
Кроме King's bounty ни во что отечественное по сути не играла, но, внезапно! И заодно к вопросу о залупающихся на ММО. Украинцы (ттт на них) соорудили вот такую штуковину, в которую я задрочу, попискивая от удовольствия )) Несомненно, на свою аудиторию, несомненно, не без недостатков, но вроде как народ норм подтягивается. Надеюсь, все у них выгорит.

И да, пиши, интересно )
Комментарий отредактирован 2016-02-15 18:13:27 пользователем irishgirl
  • 0
avatar
О как. Только недавно то ли на котаку, то ли на РПС натыкался на статью про Naval Action. Собственно, не знал, что украинцы делают. :) Думал купить, но смутил Early Access :)
  • 0
avatar
Я нашла каким-то загадочным образом их сайт, когда игра еще была в закрытой альфе, очень удивилась сочетанию русскоязычного сайта и размаха затеи )
Срочно покупай, оно охуенное!!! Они конечно еще кучу всего не доделали, но ранний доступ очень качественный, хотя цена, конечно, кусачая. Я по сути ни разу не встречала багов за ~50 часов игры. Очень красивый мир, можно просто плавать и кайфовать. Ну и классные, достаточно реалистичные и сложные, но не совсем хардкорные, битвы. Опять же разрабы слушают игроков, так что можно писать им на форумах и голосовать, могут услышать. Но пока что не очень много разновидностей деятельности, т.е. может показаться занудным + игра довольно медленная. В смысле хочешь доплыть до вооон того порта — примерился, повернулся туда носом и плыви полчаса )
  • 0
avatar
расслабься и бухай ром, пока плывешь
  • 0
avatar
Если полдня плаваешь-торгуешь по всей карте, и спиться недолго…
  • 0
avatar
чот ты неправильный ирландец 
  • 0
avatar
Это не та черта, на которую стоит ориентировать жизненные цели ))
  • 0
avatar
Круто! Спасибо :) Гляну, как немного подразгребу свою библиотеку :)
  • +1