Честь и хвала Дедам!

     В определенные дни годового цикла, согласно древней традиции, пращуры возвращаются, поглядеть на потомков и надоумить их в трудной жизненной ситуации, если необходимо. ДедЫ как бы и после своего ухода продолжают следить за живущими на Свете Белом.

Осенние ДмитриЕвские, то есть ДмИтровские, Дзяды – официальный государственный праздник в республике Беларусь, выходной. Он приходится на первые дни ноября.

Мы, язычники России, также справляем обряды в дни поминовения предков.

В родительскую субботу — 7 ноября — в Калужской области под Обнинском справляли Осенние Деды совместно представители общин трёх языческих объединений Круга Языческой Традиции (КЯТ), Союза Славянских Общин, Велесова Круга (а именно местная община «Триглав»). Так было и в году прошлом — 2008-ом.

Собрались с нами у общего огня гости из Москвы, Орла, Калуги, Курска, Красноярска и другие, числом порядка пяти десятков человек.

Хозяевами земли калужской, принимающей стороной выступали — лидер ССО Вадим Казаков и верховода обнинской общины «Велесова Тропа» из КЯТ — Ведослав — Тимофей Колыженков. Они вели обряд со стороны явьей.

Со стороны навьей вели обряд члены Круга Языческой Традиции: волхв Иггельд — Дмитрий Гаврилов, волхв Веледор — Сергей Дорофеев и Девясил — Илья Рагозин.

Уряд обряда реконструирован на базе научно-исследовательского общества «Северный ветер».

Обсуждение празднования продолжается на форумах КЯТ

http://pagan.ru/forum/index.php?showforum=5

и ССО, где гости из разных городов России отмечают высокий уровень ритуала.

http://www.forum.rodnovery.ru/

Народ союзной нам Белоруссии сохранил богатую этническую традицию. Этому можно только позавидовать. И на этой основе стоит попытаться восстановить и собственно великорусскую старину.

Как и сотни лет назад, белорусы несколько раз в год особо торжественно отмечают дни поминовения предков. Обычай по всей видимости восходит ко временам еще Великого Княжества Литовского, и даже еще более раннему средневековью.

Как пишет известный белорусский исследователь обычая, писатель Геннадий Адамович http://www.krivich.com/ в ряде своих опубликованных работ, поминальные праздники Деды – это ещё и своеобразный народный «рецепт» профилактики вредоносного психологического влияния, накопленного в повседневной суете.

Осенние Деды праздновались дома, семьёй, и проходили без слёз. От всех членов семьи требовалось обязательное присутствие в родном доме. Те, кто находился в отъезде, спешили обязательно вернуться.

К празднованию активно готовились, тщательнее даже, чем к приходу живых гостей. Мужчины наводили порядок во дворе, женщины — в домах. Всё старательно чистили, мыли, затачивали и ремонтировали рабочий инструмент, протирали портретные рамки, а верующие — иконы.

Делали всё это с той целью, чтобы душам, которые явятся на ужин, ничто не помешало, а также чтобы показать предкам, сколь хорошо поддерживается порядок в хозяйстве, которое перешло от них по наследству. Перед ужином люди парились в баньке и, когда уже все помылись, ставили на полОк и для Дедов ведро чистой воды и свежий веник. Затем одевались по-праздничному, а хозяйки стелили на столы белоснежные скатерти.

Так в Белоруссии происходит и по сей день. Торжество начинается чаще всего в сумеречное время, когда надо уже зажигать свет. Перед тем как сесть за стол, открывают все двери и окна, чтобы незримые пращуры могли свободно войти. Запаляются свечи.
От каждого из блюд, что есть на столах, откладывают всего понемногу в отдельную посуду, в том числе и так называемую кутью. Но вы не хуже меня знаете, что это такое.

Туда же кладут ложку. Эту особую посуду ставят на подоконник. Дедам наливают в отдельную чарку, как правило, тот же крепкий хмельной напиток, что пьют и остальные.

Хозяин дома или старший на таком семейном собрании восклицает: «Святые дедЫ, идите к нам ужинать! Идите сами, и ведите с собой тех, кому не к кому идти! Есть здесь всё, что бог дал, чем хата богата. Просим вас: летите к нам!».

Затем хозяин дома поднимает чару и желает всем, кто за столом дожить до следующих «Дедов». Начинается трапеза, по ходу которой, зачерпнув еду из миски, принято класть ложку или вилку на стол, чтобы в короткий перерыв ими могли воспользоваться невидимые Деды. Ложку при этом необходимо было класть выемкой не вниз, а вверх, иначе покойники перевернутся в могилах лицом вниз.

По ходу торжества каждый из присутствующих должен обязательно попробовать все блюда, чтобы не обидеть Дедов. Разговоры ведутся исключительно о родичах. Пьют при этом не вразнобой, а по знаку хозяина дома чётко отмеренное число раз, три или пять.
По окончании он же говорит, обращаясь к незримым неземным гостям:

«Святые Деды! Поели и попили, к себе летите, нас долго ждите!».

Поминальный стол не убирают, как правило, оставляют до утра еду и посуду, а также приборы, чтобы души предков, которые придут ночью, могли воспользоваться приглашением. В прежние времена, а ныне и по деревням, часть еды выносят во двор птицам, несут на реку и в поле так сказать природным духам.

Раньше в каждой белорусской хате на балке в углу можно было увидеть длинный вырезанный на дереве перечень имён с датами рождения и смерти. Эту семейную хронику заполняли раз в году на Осенние Деды. Вписывали, кто за год родился, и кто, напротив, ушёл.

На следующий день белорусы отправляются целыми семьями в гости к другим своим родичам, по жене или по мужу, если те отмечали праздник отдельно. Собственно праздник традиционно и отмечается либо в родительский день – субботу, либо в пятницу.
Так что у белорусов, благодаря взвешенной внутригосударственной политике, находится время для того, чтобы укрепить семейные и родственные узы. И это особенно ценно в наш суматошный век, когда общение сводится к телеграфному стилю смс-ок, или, в лучшем случае, телефонному звонку.

Честь и Хвала Дедам!

источник http://predky.ru/intro
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0 комментариев