Литература в разрезе
Здравствуйте, дорогие читатели занимательных историй. Хочу поделиться с вами своей печалью.
Я люблю читать книги. Очень сильно. Я не читаю всё подряд, не читаю исключительно то, что модно, или то, что по мнению каких-то очень уважаемых людей благотворно сказывается на духовном мире человека. У меня есть свои предпочтения, и, собственно говоря, ничего особенного в этом нет, они есть у большинства людей, которые получают удовольствия от чтения, а не проглатывают книги на скорость. Могу прочесть книгу за день, могу растянуть на полгода, могу бросить на середине и дочитать через несколько лет. Такими были мои отношения с книгами с детства.
Казалось бы, что могло меня задолбать? Да уроки литературы! До сих пор с содроганием вспоминаю о них. На них тебе говорят, что ты должен читать и что по этому поводу должен думать. Заставляют читать больше, быстрее, и плевать, что тебя выворачивает наизнанку от этой книги или ты хочешь нежно и бережно погрузиться в повороты сюжета, не отвлекаясь и не отвечая никому на дурацкие вопросы.
Вот, например, недавно я попыталась начать читать «Войну и мир». Всё неплохо, даже довольно интересно, но вот наступает злополучная сцена бала, и в голове появляется голос учителя литературы (которая, кстати, сама не пребывала в том восторге от произведения, которого требует профессия, я отлично помню, что она обожала поэтов Серебряного века и Булгакова, но надо так надо): «Обратите внимание на этот момент, этим автор хотел сказать вот это, а вот этим — то». Отлично! Теперь повествование сопровождается закадровым голосом и машинальным поиском символичных смыслов. Отложим расчленённое произведение, так наслаждаться процессом просто невозможно. Спасибо тебе, система образования, школьная программа и календарный план.
Кстати, именно поэты Серебряного века и Булгаков идут на уроках, как говорится, «на ура», под слоганом «К чёрту программу, давайте поговорим об интересных произведениях». Мы слушали романсы, смотрели любовно составленные слайд-шоу, действительно обсуждали произведения, делились своими мыслями. Если бы так было со всеми произведениями, я бы, пожалуй, любила уроки литературы больше. Но физически невозможно ни учителю, ни ученикам искренне любить такое огромное количество различных произведений. А если уж вспомнить о том, что в первую очередь мы изучали именно русскую литературу, то депрессивный настрой от Тургенева, Достоевского и Горького не разбавляли и Чехов с Фетом. Из русской литературы я уяснила одно: русский человек страдал, страдает и будет страдать, такова его особая русская душа.
Ну, казалось бы, всё, что ещё может задолбать? Ответы и сочинения!
«Расскажи, о чём это книга». Знаете, когда получается действительно хороший ответ на этот вопрос? Когда ты перед уроком прочёл аннотацию, и только её, книгу тебе читать было необязательно. Если же ты ещё и прочёл мнения критиков о ней — блестяще! У тебя выйдет идеальное сочинение, так как твоего мнения на самом деле не спрашивают! Всё, что тебе положено ответить, написали уже когда-то умные дяди, в редких случаях — тёти. Штампы, речевые клише, цитаты автора и критиков — вот всё, чего от тебя хотят получить в сочинении или ответе. Все плевать на твою эйфорию от читаемой книги или «книжное похмелье». Им нужно вбить в твою голову общепринятое мнение.
А теперь в заключение суть трёх ступеней школьного образования на трёх примерах:
Я люблю читать книги. Очень сильно. Я не читаю всё подряд, не читаю исключительно то, что модно, или то, что по мнению каких-то очень уважаемых людей благотворно сказывается на духовном мире человека. У меня есть свои предпочтения, и, собственно говоря, ничего особенного в этом нет, они есть у большинства людей, которые получают удовольствия от чтения, а не проглатывают книги на скорость. Могу прочесть книгу за день, могу растянуть на полгода, могу бросить на середине и дочитать через несколько лет. Такими были мои отношения с книгами с детства.
Казалось бы, что могло меня задолбать? Да уроки литературы! До сих пор с содроганием вспоминаю о них. На них тебе говорят, что ты должен читать и что по этому поводу должен думать. Заставляют читать больше, быстрее, и плевать, что тебя выворачивает наизнанку от этой книги или ты хочешь нежно и бережно погрузиться в повороты сюжета, не отвлекаясь и не отвечая никому на дурацкие вопросы.
Вот, например, недавно я попыталась начать читать «Войну и мир». Всё неплохо, даже довольно интересно, но вот наступает злополучная сцена бала, и в голове появляется голос учителя литературы (которая, кстати, сама не пребывала в том восторге от произведения, которого требует профессия, я отлично помню, что она обожала поэтов Серебряного века и Булгакова, но надо так надо): «Обратите внимание на этот момент, этим автор хотел сказать вот это, а вот этим — то». Отлично! Теперь повествование сопровождается закадровым голосом и машинальным поиском символичных смыслов. Отложим расчленённое произведение, так наслаждаться процессом просто невозможно. Спасибо тебе, система образования, школьная программа и календарный план.
Кстати, именно поэты Серебряного века и Булгаков идут на уроках, как говорится, «на ура», под слоганом «К чёрту программу, давайте поговорим об интересных произведениях». Мы слушали романсы, смотрели любовно составленные слайд-шоу, действительно обсуждали произведения, делились своими мыслями. Если бы так было со всеми произведениями, я бы, пожалуй, любила уроки литературы больше. Но физически невозможно ни учителю, ни ученикам искренне любить такое огромное количество различных произведений. А если уж вспомнить о том, что в первую очередь мы изучали именно русскую литературу, то депрессивный настрой от Тургенева, Достоевского и Горького не разбавляли и Чехов с Фетом. Из русской литературы я уяснила одно: русский человек страдал, страдает и будет страдать, такова его особая русская душа.
Ну, казалось бы, всё, что ещё может задолбать? Ответы и сочинения!
«Расскажи, о чём это книга». Знаете, когда получается действительно хороший ответ на этот вопрос? Когда ты перед уроком прочёл аннотацию, и только её, книгу тебе читать было необязательно. Если же ты ещё и прочёл мнения критиков о ней — блестяще! У тебя выйдет идеальное сочинение, так как твоего мнения на самом деле не спрашивают! Всё, что тебе положено ответить, написали уже когда-то умные дяди, в редких случаях — тёти. Штампы, речевые клише, цитаты автора и критиков — вот всё, чего от тебя хотят получить в сочинении или ответе. Все плевать на твою эйфорию от читаемой книги или «книжное похмелье». Им нужно вбить в твою голову общепринятое мнение.
А теперь в заключение суть трёх ступеней школьного образования на трёх примерах:
- Младшие классы. «Вот котики, посмотрите, какие они пушистые и разные, давайте научимся их гладить».
- Средняя школа. «Все взяли по котику, покажите, где у кисы лапки, а теперь глазик… Нет, Иванов, ты не так показываешь, ковыряй сильнее! А теперь потяните кису за усы и подёргайте хвост. Нет, вас исцарапали не из-за дурацких заданий, вы просто недостаточно крепко их держали».
- Старшая школа. «Вы любите котиков? Вскройте котика!»
8 комментариев