Альтруизм — дело добровольное
Уважаемый кредитор! Разрешите представиться — эгоистка.
Да, я действительно считаю, что никому ничего не должна. Но вы не переживайте — мне тоже никто ничего не должен.
Я не изменяю своему мужу и не собираюсь. Но не потому, что меня связывают священные узы супружеского долга (в российском семейном законодательстве такого понятия, кстати, нет), а потому, что люблю этого человека и не хочу делать ему больно. Это моё совершенно добровольное решение. Если он найдёт однажды другую женщину — это будет тяжко и горько, но не станет для меня поводом обвинять его в нарушении долга.
Я люблю, уважаю и забочусь о своих родителях. Но не потому, что над моим сознанием висит дочерний долг, а потому, что это родные мне люди, и я хочу, именно хочу, чтобы они были счастливы.
Да, я поддерживаю своих друзей и помогаю им по мере возможностей. Но… вы понимаете, да? Это всё совершенно добровольно. А если малознакомый человек начинает нудеть: «Ну мы же друзья, ты же должна написать за меня курсовую/уйти с работы/перестать общаться с другими людьми», — это не то чтобы повод для немедленного отказа, но всё ж таки основательная причина задуматься.
Я не нарушаю законы государства. Но не из гражданского долга (в последние лет пять в нашей стране это, к сожалению, вообще не всегда связанные понятия), а потому, что мне незачем это делать. Если я сталкиваюсь с законодательной нормой, я стараюсь понять её суть и логику, а не начинаю орать о том, что все вокруг всем теперь должны.
И да, я соблюдаю те неписаные нормы, что считаю нужным. Я не грублю, не опаздываю, перезваниваю, не прихожу без приглашения и понимаю, для чего нужен дресс-код. Но есть и те нормы, следовать которым я не вижу смысла. Мне вот как-то заявили, что носить искусственный мех, проводить отпуск не в Таиланде и не иметь дома телевизора «неприлично». Такие нормы тоже должны соблюдать все и каждый?
Ваше заявление про долг перед обществом вообще удивительно.
Словом — выдохните, включите голову и посмотрите по сторонам. Альтруизм и желание помогать зиждутся не на священном знамени долга, а на сознательности и добровольном желании помочь. И если человек делает что-то для других не потому, что искренне хочет сделать добро, а потому, что «должен», и собирается всех вокруг этим долгом попрекать — это ещё большой вопрос, кто здесь эгоист.
P.S. Насчёт всеобщего долга, кстати, в психологии есть занятный парадокс — дилемма Хайнца. Предлагается выбрать между прямым нарушением закона и смертью любимого человека от тяжёлой болезни. Вот мне интересно, уважаемый кредитор, какой бы долг в этом случае выбрали вы?
Да, я действительно считаю, что никому ничего не должна. Но вы не переживайте — мне тоже никто ничего не должен.
Я не изменяю своему мужу и не собираюсь. Но не потому, что меня связывают священные узы супружеского долга (в российском семейном законодательстве такого понятия, кстати, нет), а потому, что люблю этого человека и не хочу делать ему больно. Это моё совершенно добровольное решение. Если он найдёт однажды другую женщину — это будет тяжко и горько, но не станет для меня поводом обвинять его в нарушении долга.
Я люблю, уважаю и забочусь о своих родителях. Но не потому, что над моим сознанием висит дочерний долг, а потому, что это родные мне люди, и я хочу, именно хочу, чтобы они были счастливы.
Да, я поддерживаю своих друзей и помогаю им по мере возможностей. Но… вы понимаете, да? Это всё совершенно добровольно. А если малознакомый человек начинает нудеть: «Ну мы же друзья, ты же должна написать за меня курсовую/уйти с работы/перестать общаться с другими людьми», — это не то чтобы повод для немедленного отказа, но всё ж таки основательная причина задуматься.
Я не нарушаю законы государства. Но не из гражданского долга (в последние лет пять в нашей стране это, к сожалению, вообще не всегда связанные понятия), а потому, что мне незачем это делать. Если я сталкиваюсь с законодательной нормой, я стараюсь понять её суть и логику, а не начинаю орать о том, что все вокруг всем теперь должны.
И да, я соблюдаю те неписаные нормы, что считаю нужным. Я не грублю, не опаздываю, перезваниваю, не прихожу без приглашения и понимаю, для чего нужен дресс-код. Но есть и те нормы, следовать которым я не вижу смысла. Мне вот как-то заявили, что носить искусственный мех, проводить отпуск не в Таиланде и не иметь дома телевизора «неприлично». Такие нормы тоже должны соблюдать все и каждый?
Ваше заявление про долг перед обществом вообще удивительно.
Вы обязаны относится к людям нормально, уважать всех людей, конечно, если и они сами ведут себя по отношению к вам уважительно.Все люди равны, но некоторые равнее? А вдруг у меня и окружающих разные представления об уважении? А если человек ведёт себя уважительно по отношению лично ко мне, но я совершенно точно знаю его привычку унижать своих подчинённых, избивать жену и детей, а также брать взятки?
Словом — выдохните, включите голову и посмотрите по сторонам. Альтруизм и желание помогать зиждутся не на священном знамени долга, а на сознательности и добровольном желании помочь. И если человек делает что-то для других не потому, что искренне хочет сделать добро, а потому, что «должен», и собирается всех вокруг этим долгом попрекать — это ещё большой вопрос, кто здесь эгоист.
P.S. Насчёт всеобщего долга, кстати, в психологии есть занятный парадокс — дилемма Хайнца. Предлагается выбрать между прямым нарушением закона и смертью любимого человека от тяжёлой болезни. Вот мне интересно, уважаемый кредитор, какой бы долг в этом случае выбрали вы?
3 комментария
Проблема в том, что есть люди-крысы…