Добытчики и добытчицы
В последнее время мои френды в соцсетях вдруг кинулись репостить записи из всяких мудроженственных пабликов. То ли очередная волна кризиса, то ли вспышки на солнце, но теперь я почти каждый день вижу трепетные тексты о том, что исторически мужчина — добытчик, а женщина — хранительница домашнего очага. Задолбали!
Откуда, из каких доисторических источников они берут, что если женщины не были замечены в охоте на мамонта, это значит, что они сидели в пещере, шуршали меховыми юбками и голодали в ожидании мужчин? Женщины тоже добывали еду: собирали вершки-корешки, позже — огородничали, да и охотой-рыбалкой не брезговали, если была возможность. Эту информацию даже не нужно искать в серьёзных научных трудах, достаточно любого описания традиционных культур в журнале «Вокруг света» или научно-популярной литературе. Везде женщины возделывают какой-нибудь маис или батат, мелют муку, собирают фрукты или ягоды. Добытчицы? Безусловно.
Другой вопрос, что активность женщины была ограничена наличием детей, регулировать число которых в древности не то чтобы не умели, но чаще всего не хотели. Смертность высокая, враги за рекой не дремлют, нужно рожать побольше. Понятно, что с ребёнком за спиной не устроишь засаду, не уйдёшь на трое суток в лес проверять ловушки, не побегаешь за оленем. Логично, что этим занимался мужчина как более мобильный, а также более сильный физически. Но это вопрос не предназначения, а возможностей, и научно-технический прогресс и контрацепция давно уравняли в возможностях людей независимо от пола.
Интересно ещё то, что во многих традиционных культурах мужчины — добытчики «выходного дня». Вот принесли они мясо — пир, праздник, все сыты неделю, потом мяса опять нет. Мужчины начинают шататься по лесу, ставить ловушки, по ночам накуриваться и плясать для привлечения удачи… А едят они всё это время бобы и прочую пищу, выращенную или собранную женщинами. Женщинами, которые каждый день уходят в леса и на огороды, чтобы племени не грозил голод.
Женщины перестали быть добытчицами в тот момент, когда мужчины решили, что такую полезную в хозяйстве вещь не следует выпускать за пределы дома. Все эти домостроевские хозяюшки и теремные затворницы шуршали по дому не потому, что таково было их предназначение, а потому, что им в прямом смысле было нечем заняться. Отстояла на молитве, вышила рушник, и в кладовую — а куда деваться-то, если и на улицу выйти нельзя без разрешения мужа? Но если взять русскую деревню столетней давности — там женщины трудились никак не меньше мужчин. Летом в поле все — с детьми, беременные, вчера родившие. Где там «исторические» хранительницы очага? Их заслуга в наполнении амбаров были не меньшими, чем заслуги мужчин, а если почитать записи этнографов, то и большими. Мужик может полентяйничать, бросить работу, завалиться на печь с воплем «я сам себе хозяин», но не баба. Та и скотину обиходит, и забор поправит, и в поле отработает, и за детьми присмотрит, насколько сил останется. Не добытчица, говорите? Возможностей заработать всё ещё было меньше, чем у мужчин, но не способностей.
Задолбали! Сидите себе дома, носите юбки, считайте домашнее хозяйство своим личным призванием, делитесь своим личным опытом с теми, кому интересно, но не подводите сюда историческую базу — нет её!
Откуда, из каких доисторических источников они берут, что если женщины не были замечены в охоте на мамонта, это значит, что они сидели в пещере, шуршали меховыми юбками и голодали в ожидании мужчин? Женщины тоже добывали еду: собирали вершки-корешки, позже — огородничали, да и охотой-рыбалкой не брезговали, если была возможность. Эту информацию даже не нужно искать в серьёзных научных трудах, достаточно любого описания традиционных культур в журнале «Вокруг света» или научно-популярной литературе. Везде женщины возделывают какой-нибудь маис или батат, мелют муку, собирают фрукты или ягоды. Добытчицы? Безусловно.
Другой вопрос, что активность женщины была ограничена наличием детей, регулировать число которых в древности не то чтобы не умели, но чаще всего не хотели. Смертность высокая, враги за рекой не дремлют, нужно рожать побольше. Понятно, что с ребёнком за спиной не устроишь засаду, не уйдёшь на трое суток в лес проверять ловушки, не побегаешь за оленем. Логично, что этим занимался мужчина как более мобильный, а также более сильный физически. Но это вопрос не предназначения, а возможностей, и научно-технический прогресс и контрацепция давно уравняли в возможностях людей независимо от пола.
Интересно ещё то, что во многих традиционных культурах мужчины — добытчики «выходного дня». Вот принесли они мясо — пир, праздник, все сыты неделю, потом мяса опять нет. Мужчины начинают шататься по лесу, ставить ловушки, по ночам накуриваться и плясать для привлечения удачи… А едят они всё это время бобы и прочую пищу, выращенную или собранную женщинами. Женщинами, которые каждый день уходят в леса и на огороды, чтобы племени не грозил голод.
Женщины перестали быть добытчицами в тот момент, когда мужчины решили, что такую полезную в хозяйстве вещь не следует выпускать за пределы дома. Все эти домостроевские хозяюшки и теремные затворницы шуршали по дому не потому, что таково было их предназначение, а потому, что им в прямом смысле было нечем заняться. Отстояла на молитве, вышила рушник, и в кладовую — а куда деваться-то, если и на улицу выйти нельзя без разрешения мужа? Но если взять русскую деревню столетней давности — там женщины трудились никак не меньше мужчин. Летом в поле все — с детьми, беременные, вчера родившие. Где там «исторические» хранительницы очага? Их заслуга в наполнении амбаров были не меньшими, чем заслуги мужчин, а если почитать записи этнографов, то и большими. Мужик может полентяйничать, бросить работу, завалиться на печь с воплем «я сам себе хозяин», но не баба. Та и скотину обиходит, и забор поправит, и в поле отработает, и за детьми присмотрит, насколько сил останется. Не добытчица, говорите? Возможностей заработать всё ещё было меньше, чем у мужчин, но не способностей.
Задолбали! Сидите себе дома, носите юбки, считайте домашнее хозяйство своим личным призванием, делитесь своим личным опытом с теми, кому интересно, но не подводите сюда историческую базу — нет её!
5 комментариев
Скажу лишь, что разница — в характере добычи.