Быть человеком и трудно, и просто
Очень интересная тема для полемики, однако!
Слова автора истории «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла» для меня созвучны с финальной репликой персонажа Андрея Панина в фильме Вагита Валиева «Бой с тенью»: «А потому что меня никто никогда не жалел!»
Поэтому он торгует наркотиками, убивает и без всякой жалости вышвыривает на произвол судьбы потерявшего зрение боксёра — он отработанный материал и больше не нужен. Его не жалели, ему не помогали, и он тоже не будет.
Имеет автор первоначальной истории право никому не помогать? Наверное. И даже вполне успешно этим сам себя оправдывает. Должен ли кто-то кому-то помогать? Конечно, нет, если он не медик, не спасатель или не соц. работник, которые должны делать именно это, в силу занимаемой должности (простите за тавтологию).
Должен ли кто-то кому-то уступать место в транспорте? Тоже нет. Должен ли кто-то помочь подняться упавшему на гололёде человеку? Нет такого закона. Должны ли взрослые дети помогать пожилым родителям? В общем-то нет, по Семейному кодексу можно откупиться деньгами и вовсе не приезжать, не помогать клеить обои или закатывать варенья, не помогать перекидать дрова или разобраться с новой техникой. Что уж говорить про посторонних людей или тем более каких-то там животных. Человек человеку волк.
Но есть и другая концепция. Даже если с тобой обошлись плохо и несправедливо, можно остаться человеком. Понимаете, помощь старикам, больным, животным — всем тем, кто слабее и по каким-то причинам не может сам себя защитить или выгрызть место под Солнцем в конкурентной борьбе, это не про справедливость или симметричный ответ. Это про человечность, которую сохраняют в себе даже те, кого жизнь ой как побила, кто мало добра от людей видел.
К чему эти игры в подмену понятий? Гоп-стоп — это когда у вас отбирают против вашей воли, это плохо и уголовно наказуемо. А благотворительность (от слов «благо творить», то есть делать что-то хорошее) — это когда у человека есть внутренняя искренняя потребность помочь другому, когда тебе самому хорошо на душе от того, что ты подал руку упавшему, накормил голодного или просто отдал даром вещь, которую кто-то не может купить. У кого-то просто такой потребности нет, ничего у них не дрогнет. Кто-то поделится последним куском хлеба, а кто-то поставит свои интересы выше жизни другого.
Когда я вижу бомжа, скитающегося с собакой и в силу возможностей заботящегося о ней, никому больше в мире не нужной, я вспоминаю строки из детского стихотворения про кошкин дом: «Кто сам просился на ночлег, скорей поймет другого». А когда читаю опус успешного мужчины, которому плевать на всех, кроме себя любимого… Не понимаю.
Про поощрение тунеядства речь не идёт, я сама не подаю здоровым трудоспособным попрошайкам, которые не работают из-за собственной лени и алкоголизма, не идут в службы, которые их отмоют, восстановят документы и отправят на какую-никакую работу, в работный дом, где предоставляют кров и хлеб за работу. Нет, таких я тоже терпеть не могу. Потому что какого, собственно, я — девчонка, работаю с 16 лет, а здоровый дядька просит у меня на курево или водку?!
Но из своих заработанных помогу приюту для животных. Потому что быть человеком важнее, чем быть успешным и богатым человеком.
2 комментария
Не плюсану, но вот это вечное нытье "мне не помогли - и я не стану, бубубу" меня тоже раздражает. Нет, если речь о тех же самых людях, каких-нибудь знакомых, которые отвернулись в тяжелый период, а потом прибежали за помощью - это правильно. А когда о каком-то образном злом равнодушном обществе - это уже детсад какой-то.
Да можно быть добрым, но нельзя требовать доброту.