Ничего нельзя придумать. Всё, что ты придумываешь, либо было придумано до тебя, либо происходит на самом деле
Не то чтобы «задолбало», но заставляет задуматься…
Смотрела на днях очередную серию «Доктора Кто» — давно этот сериал люблю и вместе со всеми поклонниками с горечью смотрю, что с ним происходит. Нет, я не стану говорить о том, что главного героя превратили в женщину, о пресловутой «толерантности» — это тема для отдельного разговора, но вот что зацепило в прошлой серии.
Как и положено путешественнику во времени, главный герой (теперь уже героиня) периодически встречается с историческими личностями. На сей раз это была Ада Лавлейс. Если кто не в курсе, это женщина-математик XIX века, составившая на основе проекта Чарльза Бэббиджа описание вычислительной машины и написавшая программу для неё — по сути дела, первый в мире программист. Так вот, в этой истории, хотя Доктор напоследок и «подчищает память» людям прошлого, перед которыми имела неосторожность раскрыть тайны будущего, всё же между строк читается, что «подчистка» была не особенно тщательной, и знания, полученные при этой встрече, имеют прямое отношение к последующим достижениям Ады Лавлейс.
Ну ладно, фантастика есть фантастика и может быть, не стоило бы останавливаться на этом эпизоде, если бы не одно «но»: слишком уж часто стали встречаться подобные мотивы. Взять хотя бы «Звездные врата» — фильм и последующие сериалы. Там все достижения героев базируются на открытии наследия высокоразвитой инопланетной цивилизации (так называемых «Древних») и контактов с другими — столь же высокоразвитыми — инопланетянами, существующими ныне. А ведь не так давно герои научной фантастики сами создавали и звездолёты, и машину времени, и всё прочее! У современных же фантастов они всё чаще получают технологии от каких-нибудь добрых инопланетян.
Это заставляет вспомнить о другой закономерности. Исследователям мифологии давно известны два исторических типа мифа о культурном герое: более древний, в котором культурный герой похищает всевозможные блага у богов, великанов или ещё у кого-то, и более поздий — когда культурный герой создает всё это сам. Это отражает логику развития: первый тип связан со стадией охоты и собирательства (когда человек только «похищал» что-то у природы), второй — с более прогрессивной стадией земледелия, скотоводства и ремесла. Получается, что развитие фантастики (своеобразного современного аналога мифологии) идёт сейчас в обратном порядке?
Самое странное и страшное, что это действительно отражает образ мысли некоторых наших современников. Как-то состоялся такой разговор с одной подругой — она доказывала мне, что Сергей Королёв и иже с ним смогли отправить человека в космос только после Великой Отечественной войны, поскольку только тогда в их распоряжение попали разработки ученых Третьего Рейха.
Я поинтересовалась, какое же принципиальное различие было между учеными фашистской Германии и нашими, на что получила ответ: в Германии времён Гитлера изучали наследие древних цивилизаций, которые получили знания и технологии непосредственно от инопланетян… Вот так! Получается, наши современники уже поверили, что люди сами не способны ничего создать? Так что же с нами происходит?
3 комментария
Нужно валить из *этой* страны
ага, скажи ещё, к америкосам! а чё, они, вон, историю правят беззастенчиво, типа они вторую мировую в одиночку выиграли, глядишь, скоро окажется, что колумб от них приплыл и открыл европу с азией и африкой заодно. и колесо они изобрели, и огонь первыми разводить научились... хотя постой... зона 51 же! точно! это всё объясняет!
Разумеется, к ним, в колыбель Цивилизации