Не сотвори себе кумира на ровном месте
А меня как раз немного задолбало преклонение перед Гарри Поттером.
Да, это хорошая книга для среднего и старшего школьного возраста. Ключевое слово — школьного. И я говорю это вовсе не потому, что там палочки и мантии: есть немало хорошего фэнтези, где мантий ещё больше, но книги совершенно не детские. Однако «Гарри Поттер» является представителем подростковой литературы, и, как и большая часть подростковой литературы, следует стандартным правилам.
Во-первых, надо избавиться от родителей: ведь с подростками редко приключается что-то интересное, если рядом есть родители, которые заботятся о безопасности своего ребёнка. Так что родители умерщвляются. Или тяжело заболевают, или теряются, или так дурно относятся к ребёнку, что тот сбегает из дома. Если в книге так много детей, что убить всех родителей проблематично, то имеющиеся родители просто игнорируют увлекательные опасности, подстерегающие их ребёнка на каждом углу: например, продолжают отправлять его в школу, где каждый год новые катаклизмы, в которых погибают учителя и ученики.
Во-вторых, главный герой — Избранный. Он не случайно вляпывается в заварушки и не случайно ухитряется выйти из них без повреждений: что-то в его биографии делает его особенным, и какие-то непонятные силы охраняют его, потому что с одной стороны, он регулярно висит на волоске от смерти, а с другой — его судьба, конечно, предрешена, и ничего страшного с ним, конечно, не произойдет.
В-третьих, взрослые в книге, в основном, декоративные. Эдакие NPC. По сюжету они вроде как могущественны и мудры, но на практике их действия используются автором исключительно для построения челленджей для детей, которые спасают мир. В нужный момент их можно привлечь в качестве рояля в кустах, чтобы они выдали детям Важный Артефакт, или подстроили Побег в Последний Момент, или пафосно пожертвовали своей жизнью, чтобы главный герой мог продолжать спасать мир. А если вам непонятно, почему бы могущественным взрослым не справиться с Великим Злом самостоятельно, используя тот же самый артефакт, например, и не замешивая в это дело подростков… То смотрите предыдущий пункт: главный герой — Избранный и Особенный, и спасти мир может только он.
Чтобы познакомиться с основами этого жанра, вам даже необязательно читать подростковую литературу: достаточно понаблюдать за группой детей лет 7−12, которые разыгрывают друг с другом какие-то приключения, или прочитать истории, которые ваши младшие брат или сестра пишут «в стол». Здесь вы увидите и страшные напасти, с которыми дети вынуждены сражаться, и бесполезных взрослых, которые вроде как существуют в предыстории, но оставляют детям право брать на себя большую часть проблем, и обилие внезапных озарений и осенений гениальными идеями для победы над злом…
Все это не означает, что Гарри Поттер не заслуживает прочтения: это отличный способ развлечься, попрактиковать английский, или просто расслабиться. В конце концов, литература и не должна быть каторгой: для того и существуют художественные книжки, чтобы нас развлекать. Но «Гарри Поттер» никак не о «жизни»: ровно наоборот, он о другом мире, играющем по облегчённым правилам, который мы используем для эскапизма от нашей жизни. Считать эти книги лёгкими и не требующими усилий — нормально, они для этого и были написаны. Считать кого-то, прочитавшего более сложное произведение, более умелым читателем, — тоже не снобизм, это объективная реальность.
А «Войну и мир» читать тоже не обязательно, если она вам не нравится.
1 комментарий
вообще-то, вся художественная литература построена по аналогичным принципам - и вычёркивание "лишних" сфер реальности, если они мешают развитию сюжета, и "рояли в кустах", и "избранность" главного героя 🤷