Здесь рассказываем, тут не рассказываем
Недавно вступила в спор о том, стоит или не стоит рассказывать детям в школе о том, что великие русские писатели были жестоки со своими жёнами, невестами и любовницами. Узнала много нового. Например, что детям такое знать не надо и вообще: нельзя оценивать дела прошлого через «этот ваш феминизм и новую этику». Есть пара вопросов.
Во-первых, какой нахрен феминизм и новая этика? По-вашему, старая этика позволяла изменять жене, бить жену или вступать в половую связь с замужними крестьянками? Какая этика позволяла заставлять рожать глубоко больную жену, хотя врачи настоятельно не рекомендовали больше беременеть? Отвечаю: не было такой этики никогда, она — плод вашей воспалённой фантазии. Так что вскрики про некую «новую этику» не просто неуместны, но и показывают ваш низкий интеллект и незнание истории собственной страны.
Во-вторых, почему вы такие ханжи? Детям в школе распрекрасно рассказывают о том, что Достоевский был игроком, Булгаков — морфинистом, а Цветаева — отвратной матерью. И ничего, никто из детей от этого знания не умер и не отвернулся от литературы. А как только дело доходит до отношения писателя с противоположным полом — так сразу из-за холма вылетает орда моралфагов в сияющих доспехах с воплями: «Детям знать такое нельзя». Про наркоманию знать можно, а про измену — нет. В каком месте у вас логика, если она вообще есть?
В-третьих, почему вы вообще отказываете детям и подросткам в праве на знание? Что за долбаная цензура? Или вы считаете детей идиотами, неспособными воспринять такую информацию? А если они сами прочитают об этом в интернете и будут задавать вопросы — врать начнёте?
Лично я считаю, что знание разных граней личности писателя только обогащает восприятие литературы. В школе писатели были для меня просто лицами, глядящими с портрета, и я часто читала произведения с мотивацией «чтобы училка два не поставила». А уже во взрослом возрасте я была в настоящем литературном шоке, когда перечитывала Каренину, и ещё неделю думала о том, как писатель, который так жестоко обращался с собственной женой, мог написать такое тонкое произведение о женских эмоциях. И я хочу, чтобы мои дети воспринимали литературу также многогранно.
Именно поэтому меня бесят пустоголовые ханжи, которые вопят: «Низзя! Образ писателя должен быть святым, а о его личной жизни знать не обязательно». Особенно если учитывать, что сами эти ханжи после школы ни одной книжки из программы не перечитали.
4 комментария
от цветаевой и ее произведений я отвернулась. ее стишки для меня теперь - гимн лицемерия.
Вообще я за то, чтобы творчество отдельно, человек отдельно. Так что нет, я против. Я вот сама пишу, и мои герои в фанфиках это не я. Я не хочу, чтобы к ним примешивали мою личность. Она не имеет отношения к моему творчеству. И да, нравы таки тогда были другие. Факт.
вот согласна! творчество - отдельно, личность автора - отдельно! мне, например, по фиг, что мои любимые музыканты - сплошь алкаши и нарики (такая вот хуйня с этой богемой, чо поделать, музыка-то замечательная), я спокойно читаю книги и смотрю кино, и не хочу знать, кто кому с кем изменял и у кого какие политические взгляды 🤷
А почему речь только про русских и только про писателей? Типа, все остальные деятели искусства (особенно иностранцы) сплошь порядочные люди что ли?