Объявление о продаже дома
Всё кажется нормальным, пока не познакомишься поближе…
Железная логика
Наверно, это склад наркодилеров
Совет всем, кто сегодня работает
Не приговор
Женские обереги
Славянские обереги и амулеты в древности были незаменимым спутником человека и встречались практически повсюду.
Одним из самых распространенных оберегов была вышивка. Она наносилась на одежду, а узоры и их значение несли определенный смысл. Ткань для создания одеяния также могла быть настоящим защитным элементом, поскольку создавалась она или собственноручно или на станках, украшенных специальными символами.
Кроме созданных своими руками, сильными и действенными считались славянские обереги, сделанные близкими родственниками. Так, практически в каждой семье за создание магических вещиц отвечала женщина, которая создавала их в полном одиночестве. Делая оберег, мастерица старалась думать о том человеке, которому он предназначался. Мысли в процессе изготовления должны были быть чистыми.
Защитные магические предметы для женщин
Практически в каждой семье имеются доставшиеся по наследству от бабушек и прабабушек полотенца, платки, наволочки, пододеяльники, блузки и другие предметы с вышитыми рисунками и фигурками. Каждый орнамент и каждый рисунок использовался не просто для красоты, их значение и функции были намного серьезнее. Все эти узоры – настоящие славянские обереги, наделенные силой и могуществом.
Вся одежда славян покрывалась специальных охранительным узором. Кроме одежды все предметы также украшались орнаментами, символами и знаками. В наши дни некоторые предметы, скажем, наличники, принято считать декоративным элементом, хотя для наших предков они были оберегом. Славяне полагали, что через окна и двери в дом может проникнуть нечистая сила, а специальным образом сделанные наличники и ставни воспрепятствуют данному проникновению.
Славянский народ считался очень искусным в создании украшений. Женские украшения имели сакральные знаки и символы и были не только декоративным элементом и признаком богатства, а и сильной защитой. Как правило, представительницы прекрасной половины человечества носили больше оберегов, нежели мужчины. Объясняется это тем, что именно женщины были продолжательницами рода, поэтому им и требовалась наибольшая защита.
В одежде больше всего использовался красный цвет, защищавший человека от злых сил. Алый цвет считался охранным, белый – цветом священной чистоты, зеленый – защитой от враждебных сил природы. В волосы часто вплетались алые ленты для наилучшей защиты.
Подвески
Среди женских защитных вещиц отдельное место занимали предметы, которые звенели при ходьбе. Их звон и их шум отгонял нечистую силу от обладательницы такого магического предмета. Различные бубенчики, подвески с зооморфными мотивами и другие магические предметы символизируют силу природы, которая защищает человека от различных неприятностей и бед. Женский оберег подвеска в виде коня носился обычно на цепочке и был символом добра и счастья.
До нас дошли образцы славянских головных уборов с лунными знаками и птичьей символикой. Юные девушки не носили головные уборы, их заменяли тонкие ленты из металла с подвесками. Подвески могли изображать птиц, а также состоять из гусиного или лебяжьего пуха.
Еще одним защитником представительниц прекрасной половины человечества был гребень. Он был одним из основных предметов для домашних магических обрядов. К примеру, специальным гребнем расчесывался заболевший человек, а после этого гребень забрасывался на священное дерево.
Как правило, гребни были семилучевыми, а их количество – магическое число, оберегающее от болезней, дурного глаза и старости. Гребень также украшался подвесками, некоторые их которых были в форме ложечек – символа достатка и богатства.
Подвеска в виде ключика была символом богатства и поиска сокровищ. Однако, под сокровищами наши предки понимали не материальные дары, а духовные. Некоторые ключи могли иметь размер до пяти сантиметров и отпирать дверь к приданому невесты. Значение такого магического предмета было символичным и открывало новобрачным дверь в мир счастья и достатка.
Серьги с небольшими подвесками в виде ножек были символом урожая и плодородия. Такой оберег могла дарить мать своей дочери, которая выходила замуж. От нападения диких зверей оберегала подвеска в виде небольших челюстей. Отправляясь в лес, женщина не забывала взять с собой такую подвеску. Значение подвесок в виде ножа, секиры и других колющих и режущих предметов – защита от нечистой силы. Наличие такой подвески – сигнал нечисти о том, что человек защищен.
Славянские украшения для женщин делали чаще всего из желтых металлов. Если позволяли средства, то из золота, если нет – из меди. Серебро же применяли для создания магических предметов, охраняющих от темных сил.
Лунницы, браслеты и колты
К головным уборам прикреплялись колты – височные кольца. Колты могли быть округлой или спиралевидной формы. Как правило, носили или одно, или два украшения. Каждый колт декорировался обережными символами и орнаментами. От злых ночных духов женщин защищали лунницы. Данный магический предмет носили исключительно представительницы прекрасной половины человечества. Делались лунницы из серебра и были круглыми или рогатыми. Между звеньями ожерелья вставлялись бусины и камни, а чуть позже – монетки. Носили такой предмет на груди или на поясе.
Браслеты носили и мужчины, и женщины. Женские обереги в виде браслетов делались из кости, металла, проволоки или стекла. Украшали их солярными знаками, изображениями богов или животных. Браслет оберегал женщину от злых духов и надевал ся браслет поверх одежды, скрепляя рукава, тем самым препятствуя проникновению через вырез нечистой силы в тело человека.
На пальцах женщины носили перстни, которые, как правило, связывались со свадебным обрядом. Изображались на кольцах или кресты, или солярные символы, не имеющие отношения к христианской вере.
Славянские обереги для женщин были целой наукой. Каждый отдельный предмет имел свое значение и мог использоваться в определенной обстановке. Женщины, как продолжательницы рода, нуждались в большей защите, чем мужчине. Именно поэтому все украшения и их детали выполняли обереговую функцию.
источник infoprivorot.ru/ob-oberegax/zhenskie-slavyanskie-oberegi-i-ix-znachenie.html
Одним из самых распространенных оберегов была вышивка. Она наносилась на одежду, а узоры и их значение несли определенный смысл. Ткань для создания одеяния также могла быть настоящим защитным элементом, поскольку создавалась она или собственноручно или на станках, украшенных специальными символами.
Кроме созданных своими руками, сильными и действенными считались славянские обереги, сделанные близкими родственниками. Так, практически в каждой семье за создание магических вещиц отвечала женщина, которая создавала их в полном одиночестве. Делая оберег, мастерица старалась думать о том человеке, которому он предназначался. Мысли в процессе изготовления должны были быть чистыми.
Защитные магические предметы для женщин
Практически в каждой семье имеются доставшиеся по наследству от бабушек и прабабушек полотенца, платки, наволочки, пододеяльники, блузки и другие предметы с вышитыми рисунками и фигурками. Каждый орнамент и каждый рисунок использовался не просто для красоты, их значение и функции были намного серьезнее. Все эти узоры – настоящие славянские обереги, наделенные силой и могуществом.
Вся одежда славян покрывалась специальных охранительным узором. Кроме одежды все предметы также украшались орнаментами, символами и знаками. В наши дни некоторые предметы, скажем, наличники, принято считать декоративным элементом, хотя для наших предков они были оберегом. Славяне полагали, что через окна и двери в дом может проникнуть нечистая сила, а специальным образом сделанные наличники и ставни воспрепятствуют данному проникновению.
Славянский народ считался очень искусным в создании украшений. Женские украшения имели сакральные знаки и символы и были не только декоративным элементом и признаком богатства, а и сильной защитой. Как правило, представительницы прекрасной половины человечества носили больше оберегов, нежели мужчины. Объясняется это тем, что именно женщины были продолжательницами рода, поэтому им и требовалась наибольшая защита.
В одежде больше всего использовался красный цвет, защищавший человека от злых сил. Алый цвет считался охранным, белый – цветом священной чистоты, зеленый – защитой от враждебных сил природы. В волосы часто вплетались алые ленты для наилучшей защиты.
Подвески
Среди женских защитных вещиц отдельное место занимали предметы, которые звенели при ходьбе. Их звон и их шум отгонял нечистую силу от обладательницы такого магического предмета. Различные бубенчики, подвески с зооморфными мотивами и другие магические предметы символизируют силу природы, которая защищает человека от различных неприятностей и бед. Женский оберег подвеска в виде коня носился обычно на цепочке и был символом добра и счастья.
До нас дошли образцы славянских головных уборов с лунными знаками и птичьей символикой. Юные девушки не носили головные уборы, их заменяли тонкие ленты из металла с подвесками. Подвески могли изображать птиц, а также состоять из гусиного или лебяжьего пуха.
Еще одним защитником представительниц прекрасной половины человечества был гребень. Он был одним из основных предметов для домашних магических обрядов. К примеру, специальным гребнем расчесывался заболевший человек, а после этого гребень забрасывался на священное дерево.
Как правило, гребни были семилучевыми, а их количество – магическое число, оберегающее от болезней, дурного глаза и старости. Гребень также украшался подвесками, некоторые их которых были в форме ложечек – символа достатка и богатства.
Подвеска в виде ключика была символом богатства и поиска сокровищ. Однако, под сокровищами наши предки понимали не материальные дары, а духовные. Некоторые ключи могли иметь размер до пяти сантиметров и отпирать дверь к приданому невесты. Значение такого магического предмета было символичным и открывало новобрачным дверь в мир счастья и достатка.
Серьги с небольшими подвесками в виде ножек были символом урожая и плодородия. Такой оберег могла дарить мать своей дочери, которая выходила замуж. От нападения диких зверей оберегала подвеска в виде небольших челюстей. Отправляясь в лес, женщина не забывала взять с собой такую подвеску. Значение подвесок в виде ножа, секиры и других колющих и режущих предметов – защита от нечистой силы. Наличие такой подвески – сигнал нечисти о том, что человек защищен.
Славянские украшения для женщин делали чаще всего из желтых металлов. Если позволяли средства, то из золота, если нет – из меди. Серебро же применяли для создания магических предметов, охраняющих от темных сил.
Лунницы, браслеты и колты
К головным уборам прикреплялись колты – височные кольца. Колты могли быть округлой или спиралевидной формы. Как правило, носили или одно, или два украшения. Каждый колт декорировался обережными символами и орнаментами. От злых ночных духов женщин защищали лунницы. Данный магический предмет носили исключительно представительницы прекрасной половины человечества. Делались лунницы из серебра и были круглыми или рогатыми. Между звеньями ожерелья вставлялись бусины и камни, а чуть позже – монетки. Носили такой предмет на груди или на поясе.
Браслеты носили и мужчины, и женщины. Женские обереги в виде браслетов делались из кости, металла, проволоки или стекла. Украшали их солярными знаками, изображениями богов или животных. Браслет оберегал женщину от злых духов и надевал ся браслет поверх одежды, скрепляя рукава, тем самым препятствуя проникновению через вырез нечистой силы в тело человека.
На пальцах женщины носили перстни, которые, как правило, связывались со свадебным обрядом. Изображались на кольцах или кресты, или солярные символы, не имеющие отношения к христианской вере.
Славянские обереги для женщин были целой наукой. Каждый отдельный предмет имел свое значение и мог использоваться в определенной обстановке. Женщины, как продолжательницы рода, нуждались в большей защите, чем мужчине. Именно поэтому все украшения и их детали выполняли обереговую функцию.
источник infoprivorot.ru/ob-oberegax/zhenskie-slavyanskie-oberegi-i-ix-znachenie.html
А Вы готовы к зиме ? :)
Славянский тип лица и телосложения(часть 3)
Если применить в исследовании расовых особенностей ещё и признаки, характеризующие пропорции и форму тела, то можно выделить следующие локальные типы среди белорусов. Наиболее высокорослы белорусы северо-западных, западных и центральных районов Республики Беларусь: мужчины — 170-174 см, женщины — 158-168 (в среднем). В Полесье длина тела меньше: мужчины — 166-171см, женщины — 157-160. То, что полесские белорусы ниже ростом и имеют тонкое сложение, сопряжено в значительной степени с пониженными концентрациями жизненно важных химических элементов в почве и питьевой воде этого региона, тормозящими процесс роста скелета. Вообще же строение тела белорусов отличается хорошим развитием костного остова и мускулатуры при умеренном жироотложении. Длина тела средняя и выше средней при индивидуальной изменчивости у мужчин от 150 до 200 см (средняя величина — 170 см), а у женщин от 140 до 180 (средняя — 160 см).
По направлению с северо-востока на юго-запад голова приобретает более округлую форму, увеличивается ширина лица, чаще встречаются более темные оттенки волос. В этом же направлении усиливаются европеоидные черты по стуктурным особенностям зубной системы и кожных рисунков на пальцах и ладонях, чаще встречаются случаи резус-отрицательности, реже встречается 3-я и 4-я группы крови.
Славянское население территории современной Беларуси в 11-14 веках, представленное дреговичами и особенно полоцкими кривичами, отличалось от восточнославянского населения с других территорий более выраженным сходством их физического типа с населением соседнмх районов Прибалтики (преобладание массивных черепов над грацильными, большая долихокранность и и широкоскулость, узконосость). В период формирования белорусской народности в 14-16 веках брахикефалия (увеличение ширины головы, её округлости) уже отчетливо выражена. Явления же грацилизации скелета (уменьшение массивности) у населения конца второго тысячелетия н.э. на территории Беларуси незначительны.
Сравнение позднесредневековых восточнославянских краниологических серий с хронологически одновременными сериями с территории Прибалтики по обобщенным расстояниям, исходящим из комплекса наиболее информативных в расоводиагностическом отношении метрических признаков (размеров черепа), показало, что ни одна из серий с территории Беларуси не выходит за пределы «славянского» круга форм. Серии с территории Прибалтики образуют свой «балтийский» круг форм. Однако расчитанные по специальным формулам обобщенные расстояния между славянскими сериями с территории Беларуси и балтийскими сериями на пограничье становятся меньше, что может свидетельствовать о взаимопроникновении и смешении населения в разные исторические периоды.
Совокупный анализ антрополгических данных в пределах этнографических и этноистоических регионов Беларуси позволяет выделить среди коренного сельского населения 4 генетико-антропологических комплекса: западнополесский, восточнополесский, центральнобелорусский и поозёрный (северный). Можно также выделить два очага расообразования: центральновосточноевропейский (южный) и восточнобалтийский (северный).
Итак, в этой небольшой сводной статье была дана характеристика антропологическим типам современного восточнославянского населения, очерчена территория распространения того или иного типа, даны характерные особенности каждой из антропологической групп, выделены более общие группы антропологических типов, включающие в себя более «мелкие» структуры. Доказано единство антропологического состава востоной ветви славянства.
Список используемой литературы
1. Белорусы. М., Наука, 1998.
2. Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным. М, 1965.
3. Русские. М., Наука, 1997.
4. Украинцы. М., Наука, 2000.
5. Алексеев В.А. Происхождение народов восточной Европы. М., 1969.
http://www.history.perm.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=121
Примечание:
Данная статья является «перепечаткой».Опубликована в Живом Журнале" PURGINE — Антропологические типы современных восточных славян
В целом статья представляет несомненный интерес.
Возможно(как во всякой научной публикации), некоторые мысли автора кому-то покажутся небесспорными.
По направлению с северо-востока на юго-запад голова приобретает более округлую форму, увеличивается ширина лица, чаще встречаются более темные оттенки волос. В этом же направлении усиливаются европеоидные черты по стуктурным особенностям зубной системы и кожных рисунков на пальцах и ладонях, чаще встречаются случаи резус-отрицательности, реже встречается 3-я и 4-я группы крови.
Славянское население территории современной Беларуси в 11-14 веках, представленное дреговичами и особенно полоцкими кривичами, отличалось от восточнославянского населения с других территорий более выраженным сходством их физического типа с населением соседнмх районов Прибалтики (преобладание массивных черепов над грацильными, большая долихокранность и и широкоскулость, узконосость). В период формирования белорусской народности в 14-16 веках брахикефалия (увеличение ширины головы, её округлости) уже отчетливо выражена. Явления же грацилизации скелета (уменьшение массивности) у населения конца второго тысячелетия н.э. на территории Беларуси незначительны.
Сравнение позднесредневековых восточнославянских краниологических серий с хронологически одновременными сериями с территории Прибалтики по обобщенным расстояниям, исходящим из комплекса наиболее информативных в расоводиагностическом отношении метрических признаков (размеров черепа), показало, что ни одна из серий с территории Беларуси не выходит за пределы «славянского» круга форм. Серии с территории Прибалтики образуют свой «балтийский» круг форм. Однако расчитанные по специальным формулам обобщенные расстояния между славянскими сериями с территории Беларуси и балтийскими сериями на пограничье становятся меньше, что может свидетельствовать о взаимопроникновении и смешении населения в разные исторические периоды.
Совокупный анализ антрополгических данных в пределах этнографических и этноистоических регионов Беларуси позволяет выделить среди коренного сельского населения 4 генетико-антропологических комплекса: западнополесский, восточнополесский, центральнобелорусский и поозёрный (северный). Можно также выделить два очага расообразования: центральновосточноевропейский (южный) и восточнобалтийский (северный).
Итак, в этой небольшой сводной статье была дана характеристика антропологическим типам современного восточнославянского населения, очерчена территория распространения того или иного типа, даны характерные особенности каждой из антропологической групп, выделены более общие группы антропологических типов, включающие в себя более «мелкие» структуры. Доказано единство антропологического состава востоной ветви славянства.
Список используемой литературы
1. Белорусы. М., Наука, 1998.
2. Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным. М, 1965.
3. Русские. М., Наука, 1997.
4. Украинцы. М., Наука, 2000.
5. Алексеев В.А. Происхождение народов восточной Европы. М., 1969.
http://www.history.perm.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=121
Примечание:
Данная статья является «перепечаткой».Опубликована в Живом Журнале" PURGINE — Антропологические типы современных восточных славян
В целом статья представляет несомненный интерес.
Возможно(как во всякой научной публикации), некоторые мысли автора кому-то покажутся небесспорными.
Славянский тип лица и телосложения(часть 2)
Итак можно сделать вывод, что русское население Восточно-Европейской равнины является весьма однородным в антрополгическом составе, разница между отдельными типами русского населения незначительна и каждый из представленных зональных типов русских не выходит за рамки антропологического типа, общего для всего русского народа в целом.
В первой половине 60-х годов проходила Украинская антрополгическая экспедиция, руководимая В.Д. Дьяченко, завершившаяся выходом в свет в 1965 году его монографии «Антропологiчний склад украiнського народу». По мнению Дьяченко для украинцев наиболее характерен центральноукраинский тип. Остальные четыре типа — карпатский, нижнеднепровско-прутский, деснянский (валдайский) и днепровско-ильменский — обнаруживаются в очень небольшом проценте случаев и лишь в окраинных зонах этнической территории украинцев. Вот важнейшие антропологические признаки, на основании которых проводилось выделение типов украинцев. Прежде всего это степень пигментации волос и глаз, затем соотношение высоты и ширины лица, форма спинки носа, а также росто бороды и волосяной покров на груди.
В 1965 году В.Д.Дьяченко были выделены пять антропологических типов украинцев. Центральноукраинский тип охватывает бОльшую часть Украины, приблизительно две трети украинского народа. Это — брахикефальное (с округлой широкой головой) население с широким и относительно низким лицом. Абсолютное преобладание прямых носов, далее процент вогнутых носов превышает процент выпуклых. Рост волос на лице и теле средний, цвет волос темно-русый, в цвете глаз преобладают смешанные оттенки. Рост (длина тела) в среднем достигает 169 см (по масштабам 1950-60 гг. оценивается как довольно высокий).
Днепровско-ильменский тип на территории Украины зафиксирован лишь на севере Черниговщины (в основном в Репкинском районе). Это — довольно высокорослое и светлопигментированное население (светлоглазых около 60%, темноглазых лишь 1%), по головному указателю суббрахикефальное (то есть тенденция к округлой форме головы), со средним ростом волос на лице и теле. Подобный антропологический тип характерен для северных поляков, белорусов, русских Новгородской области, мордва-эрзи, западных коми и ряда эстонских групп. Позднее В.Д.Дьяченко назвал этот тип верхнеднепровским.
Нижнеднепровско-прутский тип — это высокорослое население (рост-170 см), суббрахикефальное, относительно темнопигментированное, с небольшим процентом выпуклых и вогнутых спинок носа, с повышенным волосяным покровом на лице и теле. Территория его распространения — южные районы Украины. Прутский вариант, отличающийся более интенсивной пигментацией и большим развитием третичного волосяного покрова, характерен для населения Северной Молдавии и Хотинщины.
Валдайский (деснянский) тип — население, которое характеризуется выраженной брахикефалией (головной показатель 84 и выше), довольно светлой пигментацией, относительно высоким и более узким, чем у других территориальных групп, лицом и более узким носом. Третичный волосяной покров развит средне. Этот тип характерен для украинцев полесской зоны Черниговщины и Киевщины. За пределами украинской территории близкие морфологические варианты встречаются в Прибалтике, среди запаадных славян, русских и белорусов. Позднее этот тип был назван полесским.
Карпатский антропологический тип — высокорослое, темнопигментированное население. с высоким головным указателем, со значительным процентом выпуклых носов, с сильным развитием волосяного покрова на лице и теле. Этот тип распространен в карпатской части Украины, а за её пределами близкие морфологические варианты встречаются среди южнославянского населения, некоторых групп венгров, румын и греков.
Эти группы украинского населения были выявлены с помощью географического метода. Однако в 1990-е годы антропологический состав восточнославянских народов, в том числе и украинцев, был вновь проанализирован с помощью т.н. каннонического анализа. Основные итоги этого анализа таковы: собственно украинские группы образуют три группиовки (кластера):
1) Основная масса украинцев, проживающая в Центральной, Восточной и Южной Украине. Здесь выделяются три географические зоны :
а) группы украинцев и белорусов, живущие в бассейне Припяти и Десны (характерна выраженная брахикефалия (83,7), наиболее низкое и широкое лицо, наиболее светлая пигментация волос и глаз, наименьший рост бороды).
б) украинцы среднего течения Днепра, Северского Донца, левобережья Днестра и правобережья верховий Буга (характерна более темная пигментация, более высокое и менее широкое лицо, более сильный рост бороды).
Каково же место украинцев в антропологической классификации славянских народов? Уже упоминалось, что в составе славян выделяется несколько групп антропологических типов, образующих компактные ареалы: беломоро-балтийский, восточноевропейский, днепро-карпатский, понтийский и динарский. Судя по антропологическим характеристикам, украинцы входят в днепро-карпатскую группу. Сюда же включаются прикарпатские этнографические группы, словаки и частично чехи, сербы и хорваты, южные, центральные и восточные венгры. Это — довольно высокорослое, темнопигментированное, брахикефальное население, характеризующееся относительно широким лицом. Краниологичекие (черепные) аналогии ему находим в населении, оставившем средневековые славянские могильники в Словакии, Бранештский могильник в Молдове. Темнопигментированные и довольно массивные брахикефалы, входящие в днепро-карпатскую группу, в морфологическом отношении весьма сходны с представителями альпийского типа — населением Австрии, Швейцарии и частично северной Италии. Возможно, днепро-карпатская группа представляет собой северо-восточный вариант этой локальной расы.
Можно с достаточной долей уверенности говорить о том, что в антропологическом типе восточных славян нашел отражение субстрат: в русских — финно-угорский, в белорусах — балтийский, в украинцах — иранский.
Теперь настало время перейти к третьему восточнославянскому народу — белорусам. Какие же черты характерны для современных белорусов? У них преобладают прямые и плосковолнистые, мягкие русые и темно-русые волосы, серо-голубой и серо-зеленый цвет глаз, умеренно округлая (брахикранная) форма головы с прямым лбом. Лицо средней высоты и ширины умеренно профилировано в горизонтальной плоскости. Скулы выступают слабо или средне. Глазная щель средней величины, расположена горизонтально, со слабо или средне выраженной складкой верхнего века. Типичен умеренно и сильно выступающий, средней ширины нос с прямой спинкой, горизонтальным положением его основания и кончика при слабом выступании ноздрей. Преобладает сочетание тонкой верхней губы со средней толщиной нижней. Среди мужчин часто встречаются индивидуумы с умеренно густой бородой при слабой обволошенности груди.
По антропологическому облику белорусы — типичные представители европеоидной расы, её восточноевропейского варианта. Согласно расовой классификационной схеме Н.Н.Чебоксарова, белорусы относятся к восточнобалтийскому варианту беломоро-балтийской расы, отличаясь от представителей последней (латышей, эстонцев) более темной пигментацией волос и глаз, более округлой формой головы, меньшей длиной тела. Из-за того, что наследование этноопределяющих свойств (определенный комплекс материальной и духовной культуры, язык, самосознание) происходит по социальным законам, а антропологических черт — по более стабильным во времени биологическим, не существует полного совпадения границ распространения отдельных этносов и антропологических типов. Поэтом уневозможно только по антропологическому облику определить национальную принадлежность. Среди населения севрного и некоторых локальных групп центрального региона чаще встречаются длинноголовые (долихокефальные), светлоглазые и светловолосые индивиды, более выражена высокорослость, что сближает их с литовцами и латышами пограничья. Отмечая, что данный комплекс характерен для северных европеоидов, их атланто-балтийской ветви, В.В.Бунак считал, что этот расовый тип сформировался в глубокой древности, возможно в мезолите. Усиление брахикефалии, увеличение скулового диаметра, более темную пигментацию глаз и волос у белорусов в бассейне Немана (западные группы) и в Полесье (южные группы) он объяснял следствием проникновения в древности на эту территорию представителей южной европеоидной расы и более интенсивным смешением их с древними аборигенами — северными европеоидами. Учитывая географическую направленность различий, Бунак выделил среди белорусов два типа: восточнобалтийский и полесский.
В первой половине 60-х годов проходила Украинская антрополгическая экспедиция, руководимая В.Д. Дьяченко, завершившаяся выходом в свет в 1965 году его монографии «Антропологiчний склад украiнського народу». По мнению Дьяченко для украинцев наиболее характерен центральноукраинский тип. Остальные четыре типа — карпатский, нижнеднепровско-прутский, деснянский (валдайский) и днепровско-ильменский — обнаруживаются в очень небольшом проценте случаев и лишь в окраинных зонах этнической территории украинцев. Вот важнейшие антропологические признаки, на основании которых проводилось выделение типов украинцев. Прежде всего это степень пигментации волос и глаз, затем соотношение высоты и ширины лица, форма спинки носа, а также росто бороды и волосяной покров на груди.
В 1965 году В.Д.Дьяченко были выделены пять антропологических типов украинцев. Центральноукраинский тип охватывает бОльшую часть Украины, приблизительно две трети украинского народа. Это — брахикефальное (с округлой широкой головой) население с широким и относительно низким лицом. Абсолютное преобладание прямых носов, далее процент вогнутых носов превышает процент выпуклых. Рост волос на лице и теле средний, цвет волос темно-русый, в цвете глаз преобладают смешанные оттенки. Рост (длина тела) в среднем достигает 169 см (по масштабам 1950-60 гг. оценивается как довольно высокий).
Днепровско-ильменский тип на территории Украины зафиксирован лишь на севере Черниговщины (в основном в Репкинском районе). Это — довольно высокорослое и светлопигментированное население (светлоглазых около 60%, темноглазых лишь 1%), по головному указателю суббрахикефальное (то есть тенденция к округлой форме головы), со средним ростом волос на лице и теле. Подобный антропологический тип характерен для северных поляков, белорусов, русских Новгородской области, мордва-эрзи, западных коми и ряда эстонских групп. Позднее В.Д.Дьяченко назвал этот тип верхнеднепровским.
Нижнеднепровско-прутский тип — это высокорослое население (рост-170 см), суббрахикефальное, относительно темнопигментированное, с небольшим процентом выпуклых и вогнутых спинок носа, с повышенным волосяным покровом на лице и теле. Территория его распространения — южные районы Украины. Прутский вариант, отличающийся более интенсивной пигментацией и большим развитием третичного волосяного покрова, характерен для населения Северной Молдавии и Хотинщины.
Валдайский (деснянский) тип — население, которое характеризуется выраженной брахикефалией (головной показатель 84 и выше), довольно светлой пигментацией, относительно высоким и более узким, чем у других территориальных групп, лицом и более узким носом. Третичный волосяной покров развит средне. Этот тип характерен для украинцев полесской зоны Черниговщины и Киевщины. За пределами украинской территории близкие морфологические варианты встречаются в Прибалтике, среди запаадных славян, русских и белорусов. Позднее этот тип был назван полесским.
Карпатский антропологический тип — высокорослое, темнопигментированное население. с высоким головным указателем, со значительным процентом выпуклых носов, с сильным развитием волосяного покрова на лице и теле. Этот тип распространен в карпатской части Украины, а за её пределами близкие морфологические варианты встречаются среди южнославянского населения, некоторых групп венгров, румын и греков.
Эти группы украинского населения были выявлены с помощью географического метода. Однако в 1990-е годы антропологический состав восточнославянских народов, в том числе и украинцев, был вновь проанализирован с помощью т.н. каннонического анализа. Основные итоги этого анализа таковы: собственно украинские группы образуют три группиовки (кластера):
1) Основная масса украинцев, проживающая в Центральной, Восточной и Южной Украине. Здесь выделяются три географические зоны :
а) группы украинцев и белорусов, живущие в бассейне Припяти и Десны (характерна выраженная брахикефалия (83,7), наиболее низкое и широкое лицо, наиболее светлая пигментация волос и глаз, наименьший рост бороды).
б) украинцы среднего течения Днепра, Северского Донца, левобережья Днестра и правобережья верховий Буга (характерна более темная пигментация, более высокое и менее широкое лицо, более сильный рост бороды).
Каково же место украинцев в антропологической классификации славянских народов? Уже упоминалось, что в составе славян выделяется несколько групп антропологических типов, образующих компактные ареалы: беломоро-балтийский, восточноевропейский, днепро-карпатский, понтийский и динарский. Судя по антропологическим характеристикам, украинцы входят в днепро-карпатскую группу. Сюда же включаются прикарпатские этнографические группы, словаки и частично чехи, сербы и хорваты, южные, центральные и восточные венгры. Это — довольно высокорослое, темнопигментированное, брахикефальное население, характеризующееся относительно широким лицом. Краниологичекие (черепные) аналогии ему находим в населении, оставившем средневековые славянские могильники в Словакии, Бранештский могильник в Молдове. Темнопигментированные и довольно массивные брахикефалы, входящие в днепро-карпатскую группу, в морфологическом отношении весьма сходны с представителями альпийского типа — населением Австрии, Швейцарии и частично северной Италии. Возможно, днепро-карпатская группа представляет собой северо-восточный вариант этой локальной расы.
Можно с достаточной долей уверенности говорить о том, что в антропологическом типе восточных славян нашел отражение субстрат: в русских — финно-угорский, в белорусах — балтийский, в украинцах — иранский.
Теперь настало время перейти к третьему восточнославянскому народу — белорусам. Какие же черты характерны для современных белорусов? У них преобладают прямые и плосковолнистые, мягкие русые и темно-русые волосы, серо-голубой и серо-зеленый цвет глаз, умеренно округлая (брахикранная) форма головы с прямым лбом. Лицо средней высоты и ширины умеренно профилировано в горизонтальной плоскости. Скулы выступают слабо или средне. Глазная щель средней величины, расположена горизонтально, со слабо или средне выраженной складкой верхнего века. Типичен умеренно и сильно выступающий, средней ширины нос с прямой спинкой, горизонтальным положением его основания и кончика при слабом выступании ноздрей. Преобладает сочетание тонкой верхней губы со средней толщиной нижней. Среди мужчин часто встречаются индивидуумы с умеренно густой бородой при слабой обволошенности груди.
По антропологическому облику белорусы — типичные представители европеоидной расы, её восточноевропейского варианта. Согласно расовой классификационной схеме Н.Н.Чебоксарова, белорусы относятся к восточнобалтийскому варианту беломоро-балтийской расы, отличаясь от представителей последней (латышей, эстонцев) более темной пигментацией волос и глаз, более округлой формой головы, меньшей длиной тела. Из-за того, что наследование этноопределяющих свойств (определенный комплекс материальной и духовной культуры, язык, самосознание) происходит по социальным законам, а антропологических черт — по более стабильным во времени биологическим, не существует полного совпадения границ распространения отдельных этносов и антропологических типов. Поэтом уневозможно только по антропологическому облику определить национальную принадлежность. Среди населения севрного и некоторых локальных групп центрального региона чаще встречаются длинноголовые (долихокефальные), светлоглазые и светловолосые индивиды, более выражена высокорослость, что сближает их с литовцами и латышами пограничья. Отмечая, что данный комплекс характерен для северных европеоидов, их атланто-балтийской ветви, В.В.Бунак считал, что этот расовый тип сформировался в глубокой древности, возможно в мезолите. Усиление брахикефалии, увеличение скулового диаметра, более темную пигментацию глаз и волос у белорусов в бассейне Немана (западные группы) и в Полесье (южные группы) он объяснял следствием проникновения в древности на эту территорию представителей южной европеоидной расы и более интенсивным смешением их с древними аборигенами — северными европеоидами. Учитывая географическую направленность различий, Бунак выделил среди белорусов два типа: восточнобалтийский и полесский.