Один пишет — пятьдесят пашут
А меня задолбала очень простая вещь: слишком много людей всерьёз считают, что их мнение ярко, индивидуально и является чем-то чрезвычайно важным абсолютно для всех, а их образ жизни и мышления — универсальный идеал.
Тут вчера жаловались на то, что мир прогнил насквозь. Дескать, общество деградирует, и всем-всем нужно быть умными, начитанными и с богатым внутренним миром. Я не буду цитировать Гесиода с его «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны…» — это общеизвестно. Хотелось бы обратить внимание на простую вещь: дело не в эпохе. То, чем так возмущён задолбавшийся — это нормальное положение дел в человеческом обществе. Более того, это то положение вещей, которое позволяет обществу существовать как целому. Приведу два примера.
Для высокой науки и философии древней Греции было необходимо, чтобы на одного свободного жителя в среднем приходилось три раба. В идеале — пять. Только тогда у незначительного меньшинства населения (даже относительно свободных) будет время и силы на высокие материи. Думаю, пояснять культурный уровень основной массы рабов нет смысла, как и основной массы свободных граждан — земледельцев и скотоводов.
На высокую дворянскую культуру в России XVIII–XIX веков (которую почему-то называют русской, забывая, что это культура меньшинства) требовалось, чтобы слой примерно в 2% населения (собственно, дворяне — и это округление в большую сторону) обслуживался остальными 98%, из которых около 90% — крестьяне, почти все неграмотные или малограмотные, способные лишь написать своё имя. Да-да, чтобы Александр Сергеевич имел возможность творить, на него должны были горбатить в среднем полсотни человек с никаким уровнем внутреннего развития. Такова цена «золотого века русской культуры».
А если хотите посмотреть, что бывает с обществом, где развелось слишком много людей «с богатым внутренним миром, богатым воображением, людей, способных генерировать идеи, людей, способных сделать хоть что-то» — смотрите на чрезмерно раздувшуюся из-за почти бесконтрольного притока разночинцев интеллигенцию последних пары десятилетий Российской империи (очень советую на тему феномена русской интеллигенции сборник «Вехи» 1909 года — до сих пор актуально) или ту же интеллигенцию СССР с его достаточно доступным высшим образованием и на то, до чего это её понимание «сделать хоть что-то» оба раза довело страну.
Зачем же всё это написано? Чтобы напомнить, что все живут по-своему и занимаются своим делом, вместе формируя относительно сбалансированное общество, любой перекос в котором грозит не самыми лучшими последствиями. И большинство занималось, занимается и будет заниматься тем, для чего все эта высокая культура просто не нужна, да и времени на неё нет. Особенно если это касается производства материальных ценностей, начиная с еды. Но именно они создают всё то, что позволяет отдельным личностям иметь достаточно свободного времени, чтобы «не слиться с остальным серым и пустым до невозможности миром», который их всем обеспечивает. Следует быть хотя бы признательными их роли.
Тут вчера жаловались на то, что мир прогнил насквозь. Дескать, общество деградирует, и всем-всем нужно быть умными, начитанными и с богатым внутренним миром. Я не буду цитировать Гесиода с его «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны…» — это общеизвестно. Хотелось бы обратить внимание на простую вещь: дело не в эпохе. То, чем так возмущён задолбавшийся — это нормальное положение дел в человеческом обществе. Более того, это то положение вещей, которое позволяет обществу существовать как целому. Приведу два примера.
Для высокой науки и философии древней Греции было необходимо, чтобы на одного свободного жителя в среднем приходилось три раба. В идеале — пять. Только тогда у незначительного меньшинства населения (даже относительно свободных) будет время и силы на высокие материи. Думаю, пояснять культурный уровень основной массы рабов нет смысла, как и основной массы свободных граждан — земледельцев и скотоводов.
На высокую дворянскую культуру в России XVIII–XIX веков (которую почему-то называют русской, забывая, что это культура меньшинства) требовалось, чтобы слой примерно в 2% населения (собственно, дворяне — и это округление в большую сторону) обслуживался остальными 98%, из которых около 90% — крестьяне, почти все неграмотные или малограмотные, способные лишь написать своё имя. Да-да, чтобы Александр Сергеевич имел возможность творить, на него должны были горбатить в среднем полсотни человек с никаким уровнем внутреннего развития. Такова цена «золотого века русской культуры».
А если хотите посмотреть, что бывает с обществом, где развелось слишком много людей «с богатым внутренним миром, богатым воображением, людей, способных генерировать идеи, людей, способных сделать хоть что-то» — смотрите на чрезмерно раздувшуюся из-за почти бесконтрольного притока разночинцев интеллигенцию последних пары десятилетий Российской империи (очень советую на тему феномена русской интеллигенции сборник «Вехи» 1909 года — до сих пор актуально) или ту же интеллигенцию СССР с его достаточно доступным высшим образованием и на то, до чего это её понимание «сделать хоть что-то» оба раза довело страну.
Зачем же всё это написано? Чтобы напомнить, что все живут по-своему и занимаются своим делом, вместе формируя относительно сбалансированное общество, любой перекос в котором грозит не самыми лучшими последствиями. И большинство занималось, занимается и будет заниматься тем, для чего все эта высокая культура просто не нужна, да и времени на неё нет. Особенно если это касается производства материальных ценностей, начиная с еды. Но именно они создают всё то, что позволяет отдельным личностям иметь достаточно свободного времени, чтобы «не слиться с остальным серым и пустым до невозможности миром», который их всем обеспечивает. Следует быть хотя бы признательными их роли.
4 комментария